Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Вопрос о значимости произведений авторов

Вопрос о значимости произведений авторовВ этой связи возникает естественный вопрос о значимости произведений авторов «внутренней эмиграции», об их возможностях сохранить дистанцию по отношению к идеологическим установкам нацистов, о каких-то критических интенциях или хотя бы аллюзиях, выражающих их неприятие этих установок и всего того, что происходило в стране в период нацизма. Вопрос этот далеко не праздный, особенно если учесть знаменитые и резкие слова Томаса Манна о том, что «книги, которые вообще могли быть напечатаны в Германии с 1933 по 1945 год, решительно ничего не стоят и лучше их не брать в руки. От них неотделим запах позора и крови, их следовало бы скопом пустить в макулатуру». Великому немцу вторила, но уже с позиций «внутренней эмиграции», писательница Элизабет Ланггэссер, характеризуя литературу тех лет как «анакреонтические пустячки с цветами и цветочками, но именно этими цветочками усыпана ужасная, зияющая пропасть общих могил».

Несмотря на кажущиеся просторы для творческой деятельности сторонников «внутренней эмиграции», эти журналы и газеты находились под постоянным политическим контролем, который резко усилился после начала Второй мировой войны, что привело к закрытию многих из них. Тем не менее, эти и некоторые другие, региональные издания давали возможность авторам «внутренней эмиграции» каким-то образом выражать своё неприятие нацистского режима, прибегая или к эзопову языку, или к историческим аллегориям, или, наконец, создавая произведения, не отвечавшие эстетическим принципам нацистской идеологии, далёкие от реальной нацистской действительности при сохранении собственно немецкой бытовой реальности, отчего возникало впечатление, что события разворачиваются в какой-то другой, параллельной Германии. Последнее обстоятельство стало основным признаком не только литературы «внутренней эмиграции» и авторов афашистской литературы, но и вообще подавляющего большинства всех публикаций тех лет, претендующих на статус художественного произведения.