Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Внимание творчества

Внимание творчестваМожет показаться, что я слишком много уделил внимания творчеству и личности Мартина Рашке. Однако тому есть причины. Творчество этого писателя, являясь порождением провинциальной литературы, выделялось на её фоне заметным влечением к гуманистическим традициям литературы XIX века. Рашке не копировал её великие образцы, как это делали многие представители официальной фёлькиш-национальной литературы, а, вдохновляясь ими, пытался создать свой стиль художественной эссеистики, что нашло своё наибольшее выражение в его военной прозе. Особенность значимости творчества Рашке в годы Третьего рейха заключалась в том, что он, оставаясь вроде бы в рамках отпущенных нацистским режимом свобод, не опустился до положения добровольного прислужника этого режима. А. Андерш в своём знаменитом эссе «Немецкая литература перед решением», говоря об авторах «внутренней эмиграции», отнёс М. Рашке к группе «сопротивления и каллиграфии».Конечно, видеть в Рашке представителя «сопротивления» было бы наивно. Рашке был бюргером консервативного склада, для которого нацистский режим оставался неприемлемым в силу несоответствия его жизненным и этическим правилам, и, сохраняя внешние формы этого времени, он выражал своё мнение не столько «рабьим языком», сколько умелым растворением истинного смысла понимаемого им творчества в повседневной, чуть ли не на уровне бытовизма, действительности, или, выражаясь словами А. Андерша об авторах названной им группы, «ловкостью, с какой они защищали интересы искусства от трескотни пишущих выскочек националистского толка…» Отсюда же вытекает и основной тезис А. Андерша о значимости немецкой литературы в годы Третьего рейха, который вполне применим и к творчеству М. Рашке: «Нужно раз и навсегда ясно и твёрдо заявить, что любое художественное произведение, появившееся во времена господства национал-социализма, являло собой, если только это произведение было художественным, проявление враждебности по отношению к нему. Из духа национал-социализма художественные произведения не рождались». Другое дело, что нацистская пропаганда умело использовала эти произведения в своих целях, и в этом заключалась трагедия не только М. Рашке, но и ряда других противников преступного режима, оказавшихся втянутыми в политические игры нацистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *