Способность парижан
Здесь же Кёппен отмечает, что, несмотря на упавшую покупательную способность парижан, вызванную мировым кризисом, они интересуются «преимущественно книгами о событиях в Германии… Некоторые из этих книг отмечены сознательно отрицательной критикой, но всё же многие из них, и их большинство, пытаются по-деловому толковать происходящее в Германии». И тут же, как бы между прочим, Кёппен замечает: «Крупный издатель Грассе якобы заявил, что заплатит хорошо за роман немца, который описал бы рейх при Гитлере». Из этого следует, что Кёппен сомневается в том, что такой немец найдётся, и сомнения его впоследствии подтвердились в полной мере — Третий рейх не породил ни одной книги, живописующей художественным образом рейх при Гитлере. И далее следуют примечательные слова, которые хотя и относятся к французским писателям, но вполне соотносятся с судьбой немецких писателей в Германии: «Книги продаются, писатели живут».
Понятно, что роман, о котором мечтает Грассе, может быть написан только противником Гитлера, и это прекрасно понимали как Кёппен, так и читатели «Берлинер бёрзен-курир». Понятен и намёк на судьбы немецких писателей, вынужденных эмигрировать из Германии, в частности, во Францию.
Говоря о том, что в связи с кризисом в Париже опустели шикарные гостиницы, кафе, дорогие магазины, Кёппен замечает, что «американцы ушли, и пришли немцы». Но тут же добавляет, что «это только отчасти правильно, а, в общем-то, это довольно деликатное дело», ибо оно связано не с приездом богатых немцев, а с приездом немецких политических эмигрантов.
Добавить комментарий