Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Сцена смерти врага

Сцена смерти врагаПо-человечески сцена смерти врага сама по себе понятна, на войне всякое бывает, но постоянное стремление Цёберляйна придать войне некое подобие рыцарского турнира со всеми вытекающими отсюда атрибутами вызвано стремлением восхваления войны как истинного проявления мужских качеств, не более того: «Теперь я поквитался с французом, за моё ранение, полученное весной, я ему отплатил. Гордость и радость одолели меня. Самые смелые картины неведомых битв возникали в моей голове. Одним ударом были преодолены все мысли и раздумья. Это личное боевое событие соединило меня нерасторжимо со всеми событиями войны. Ах да, у войны тоже есть своя приятная сторона. И это так просто — ты или я!»

И тут же соседствуют, лишённые какого-либо рыцарства, картины безудержной бойни, которые, при всём понимании необходимости уничтожения противника, полны чрезмерно натуралистических описаний самого процесса уничтожения, что должно свидетельствовать о жизненной силе немецкого солдата: «Я беспрестанно орал: „Никакой пощады! Никакой пощады! Никакой пощады!“, и стрелял каждый раз в кого-то, хватал за горло, когда кончался заряд в пушке, и бил открытым затвором пистолета по лицу до тех пор, пока тёплая кровь не начинала течь по моим пальцам… Но потом я вцепился левой рукой, покрытой кровью, в чьё-то лицо, отшатнувшееся в испуге от меня, и с неистовой силой ударил череп этого парня о гусеничную цепь танка так, что этот парень вывалился из моих рук, выкатив глаза с такой силой, что видны были только белки».

В обоих случаях ярко высвечивается отсутствие у героя романа, как, впрочем, и у его товарищей, понимания целей войны. У них нет идеологической ненависти к врагу, они просто воюют, защищают свои позиции на чужой земле, а отчаянная брутальность ведения боя вызвана нормальным желанием выжить. Родина как символ, придающий солдату силы, несмотря на неоднократное повторение этого слова, оказывается в конечном итоге чем-то эфемерным, существующим вне зоны их внутреннего восприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *