Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Понимание избранности

Понимание избранностиПонимание избранности художника, поднявшегося над мелочами жизни, призванного воспевать «движение» как таковое безотносительно его цели, перекликается с известным ещё в XIX веке разделением в немецкой литературе авторов на «поэтов» и «писателей», а позднее с некоторым пренебрежительным оттенком и на «литераторов». Подобное разделение на чистых и нечистых свойственно было как фёлЬкиш-националам, так и собственно нацистским авторам. Если первые занимались вечными проблемами человечества, стоя как бы над временем, то вторые отдавали предпочтение проблемам повседневной действительности, и поэтому Томас Манн, как иронически замечает Вальтер Йенс, говоря об историях немецкой литературы, написанных после 1945 года литературоведами старой закалки, «является больше великим писателем, артистом слова, чем поэтом», а вот Э. Г. Кольбенхайер, один из «классиков» нацистской литературы, «обладает поэтической проникновенностью». Ещё дальше пошёл в оценке значимости Томаса Манна как писателя, а не поэта, Готфрид Бенн, назвав его «страховым агентом» и «тлетворным интеллектуалом». Все эти, с позволения сказать, дефиниции были произнесены в 50-х годах XX века! Несмотря на то, что это разделение показало в годы нацизма свою полную несостоятельность, для некоторых литературоведов и авторов старого закала они ещё оставались значимыми.

Высказывание Г. Шумана о приоритете «позиции» над «материалом», побудило литературоведа наших дней Ральфа Шнелля разработать пятнадцать тезисов, которые могли бы дать представление о составных элементах собственно нацистской литературы. Однако, несмотря на тщательное рассмотрение этих элементов как то прорыв, дуализм, сакральность, символика, культ жертвенности, тяга к монументальности, эпигональность, традиционализм, присущих прозе, поэзии и драматургии наиболее представительных авторов нацистской литературы, учёный вынужден был прийти к выводу, что «ни их программатика, ни их вещественность, ни их содержание не дают ответа на вопрос, что же «национал-социалистического» содержится в этих произведениях, кроме специфической эстетики их «позиции», о которой так страстно писал и говорил Г. Шуман. «Эта эстетика выражала борьбу, подчинение и господство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *