Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Педагогические утопия

Педагогические утопияК 1939 году происходит заметный перелом в творчестве М. Рашке, ознаменовавшийся ощутимым отходом на задний план темы педагогических утопий. Эта тенденция проявилась уже в книге воспоминаний о детстве «Возвращение», сочетавшей в себе реальные воспоминания с поэтологическими рассуждениями, когда конкретные события детства вызывали у автора мысли, казалось бы, далёкие от происшедшего, но по сути своей содержали в себе зачатки восприятия мира как такового, полного обилия вопросов, требующих для ребёнка разрешения. «Возвращение» — это не книга обычных воспоминаний о детстве, а своеобразный отчёт о становления человека и творческой личности, доискивавшейся и продолжающей искать суть жизни, и претворения этой сути в художественное произведение, для которого основной задачей, если он стремится к правде жизни, следует, «говоря о страдании, напоминать о радости, и, с другой стороны, каждую радость приглушать осведомлённостью о страдании с тем, чтобы жизнь во всей её утешающей полноте присутствовала как в самый ликующий, так и в самый отчаянный момент».

Книга вызвала большой интерес не только у читателей, но и у критиков, о чём свидетельствуют многочисленные рецензии как в берлинской, так и в региональной прессе. Пауль Фехтер, один из наиболее значимых литературоведов тех лет, назвал Рашке «нашим самым талантливым молодым рассказчиком». Не только Фехтер, но и другие критики сулили Рашке большое будущее. Их прогнозы в известной мере оправдались, когда в 1939 году вышел роман Рашке «Разные сёстры», который существенно отличался от педагогических идиллий прежних романов писателя, что дало повод многим критикам заявить о смене парадигмы в его творчестве. Ганс Георг Майер в статье «От идиллии к роману» отмечал: «Если сегодня посмотреть на всё художественное творчество Рашке, начиная с «Предков», то можно увидеть в общих чертах в существенном отходе от идиллии к следующей и более богатой эпической форме характерный элемент развития, который означает процесс разумного увеличения художественных возможностей, духовного и дифференцированного в языковом отношении выражения и поэтического постижения жизни вообще».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *