Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Отражённый свет

Отражённый светСоздавалось впечатление, что литература жила отражённым светом прошлого, и даже если речь шла о современности, то признаки её были предельно незначительны. В какой-то мере эта литература, как правило, развлекательная, существовала вне времени, создавая иллюзию некоего покоя, неизменности мира, отвлекая читателя от реальной действительности. Исключение в этом смысле составляла только поэзия «молодых талантов» из рядов штурмовиков, вроде Герхарда Шумана или Генриха Анакера, воспевавших фюрера, партию, войну, готовность умереть за идеалы национал-социализма, поэтику смерти.

Из всего сказанного возникает неоднородная и местами парадоксальная картина отсутствия какого-то чётко выраженного критерия литературы «достойной поддержки», «нежелательной», а то и просто «запрещённой», как это определялось в специальных списках, выпускавшихся ведомством Розенберга. Почти в каждой книге, даже самого маргинального свойства, подпадавшей под эти определения, как правило, присутствовал обычный набор нацистских лозунгов — народ, кровь, раса, героизм, фюрер, но книги от этого не становились, даже по оценкам нацистской критики, каким-то литературным явлением, а ежели такое и обнаруживалось, то вскоре оно переставало им быть даже в ранге явленьица, не говоря уже о чём-то большем. Сами нацистские чиновники от литературы особо по этому поводу не ломали голову. Как заявил Хедерих, доставивший в своё время много хлопот Геббельсу своими действиями, слишком резкими даже по масштабам того времени, критерий оценки книги проистекает «только из её необходимости… для национал-социалистского движения в его борьбе за Германию», то есть книга как произведение искусства для нацистов не представляла особой важности, она важна была как средство политического воспитания масс в духе национал-социалистского мировоззрения. Именно поэтому «поддерживались произведения, где изображались такие темы как борьба, повиновение, жертва, а также миф о родном угле, фюрере, крови и расе». Собственно, так определил предназначение искусства и Гитлер в марте 1933 года, представляя свою культурную программу:«1. Героизм возвышается страстно как будущий творец и фюрер политических судеб. Задача искусства состоит в том, чтобы оно было выражением этого определяющего духа времени. 2. Кровь и раса будут снова источником художественной интуиции».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *