Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Оппозиционная платформа

Оппозиционная платформаЕдинственное, на чём ещё можно было построить оппозиционную платформу Кольбенхайера времён нацизма, это усмотреть в его разделении обязанностей между пастырем и деятелем попытку снять напряжение между властью и церковью. Прощаясь с Грегором, Генрих говорит: «Рейх Христа включает в себя душу и тело, будь господином и опорой души, епископ Рима, и оставь кесарю кесарево». Не случайно Ганс Богнер в журнале «Дойче Ворт», органе либеральной — насколько это было возможно в Третьем рейхе — направленности, характеризует драму Кольбенхайера как «драму современности, в ней представлена и поэтически изложена политико-религиозная борьба немецкой действительности Изнутри». И тут же добавляет, испугавшись собственной смелости, что «неизбежные внешние схожести и намёки полностью отсутствуют».

В действительности, если и были какие-то потуги оппозиционного свойства или таковые казались современникам в позднем творчестве Кольбенхайера, то явственность их сродни некоей мимолётности. Тот поток наград, обрушившийся на Кольбенхайера, то внимание, которое оказывалось ему со стороны высшего руководства Третьего рейха, наконец, издание в 1944 году — не по случаю ли вступления Кольбенхайера в НСРПГ? — восьмитомного собрания сочинений писателя, хотя к этому времени книгоиздательская индустрия рейха сведена была почти на нет,— всё это говорит о том, что никаких оппозиционных настроений Кольбенхайер не испытывал. Вот примечательное признание его сторонников уже после разгрома Третьего рейха, когда, казалось бы, о приверженности нацизму надо было бы помалкивать. В феврале 1954 года на вечере, посвящённом семидесятипятилетию Кольбен — хайера, один из ораторов сокрушался по поводу того, что писатель «скомпрометировал свой [биологический] труд слишком бурной приверженностью позднему Третьему рейху», в чём «поэт и философ» и не собирался раскаиваться в грехах прошлого, подняв руку в нацистском приветствии, чем и вызвал восторг в зале.