Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Мраморные скалы

Мраморные скалыПо большому счёту, роман «На мраморных скалах» это не эпитафия Третьему рейху, хотя сам Юнгер своим холодным умом прекрасно понимал уже в 1942 году, что поход на Восток провалился, и падение рейха вопрос времени. Здесь важно отметить то обстоятельство, что это произведение задумывалось как крушение культуры, любой культуры, которое происходило и будет происходить всегда: «Не строится ни один дом, не создаётся ни один план, в котором гибель не становилась краеугольным камнем, и в наших трудах не покоится то, что непреходяще в нас живёт. Это становится ясным в пламени, и всё же в его блеске есть и весёлость». Завершающая роман панорама горящего города, погибающие в огне картины, книги, рушащиеся дворцы и храмы, вся эта вакханалия уничтожения в огне Марины, как это ни странно, хорошо сообразуется с известными идеями национал-социалистов об очищающей силе огня и культе смерти. Достаточно вспомнить истовую речь Геббельса на церемонии сжигания книг на Опернплатц в 1933 году; «Здесь уничтожаются духовные основы ноябрьской революции, но из их пепла победоносно поднимается феникс нового духа». Правда, эстетика ужаса обретает у Юнгера несколько иной характер, в ней практически нет никаких эмоциональных всплесков, их заменяет холодное восхищение актом уничтожения вековой культуры, ощущение трагического величия проявлений витальных сил жизни, сопряжённое с уверенностью обретения новой, более высокой и более изысканной культуры, не имеющей ничего общего с реальной действительностью. Опять, как и в идеологии национал-социализма, на первый план выступает пресловутый «футурум II», неопределённое будущее, о котором так грезили нацистские барды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *