Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Малая родина

Малая родинаСвоеобразным манифестом литературы «малой родины» можно назвать вступительную статью одного из самых плодовитых представителей этого направления Тимма Крёгера к его собранию сочинений, где он определяет основные принципы этой литературы. Поставив во главу угла «связанность её с одним каким-то местом или с каким-то определённым ландшафтом в сочетании с подчёркиванием присущего этому региону своеобразия людей и природы», Т. Крёгер, не без оснований, заявляет о приверженности к литературе «малой родины» К. Грота, Т. Шторма, И. Х. Ферса, Ф. Рейтера, И. Готгельфа, Г. Келлера, 3 Раабе и П. Розеггера. Говоря о схожести литературы «малой одины» с остальной литературой в части выбора художественных средств, как и в постановке жизненно важных вопросов, Крёгер видит её отличие от прочей литературы в том, что «она отказывается в бурях времени брать на себя роль борца. И здесь, как мне кажется, пролегает черта, которая отделяет нас от всех модернистов, которые, возвещая трубными звуками новые устремления, именно в этом видят задачу литературы. Свысока и с презрением сМотря на областническую литературу, они называют её отличительной чертой филистерскую узость и насмехаются над поэзией счастья в уголке. По нашему мнению, совершенно несправедливо. Они полагают, что идеи их современной литературы для нас слишком велики, и не догадываются о том, что для нас они являются слишком незначительными».

Однако полностью Крёгер не отвергал связь литературы «малой родины» с политическими явлениями времени даже в периоды, «находящиеся в состоянии брожения,., если писателю удастся разрешить тревоги времени в покое, царящем над ним»; однако, в сложной обстановке в стране после поражения Германии в Первой мировой войне, «когда идёт война всех против всех,., мы лучше вернёмся с нашими кулаками к родным местам, являющимися хранителями вечных непреходящих идей, или обратимся к Нему, который сидит за большим ткацким станком вселенной и орудует челноком». Говоря иными словами, литература «малой родины» будет отражать точку зрения той партии, которая обеспечит покой и порядок в том или ином регионе, что и нашло своё отражение в творчестве Крёгера в полной мере.

Казалось бы, литература «малой родины» с её скромными, на первый взгляд, устремлениями не соответствовала радикальному характеру национал-социалистской идеологии. Однако, как отмечал в 1942 году Адольф Бартельс, отъявленный расист, один из теоретиков этого направления, именно она «впервые после пятидесятых годов снова дала широчайшим кругам народа надлежащую литературу», играя роль некоего утешительного средства в годину распада старого уклада жизни и создавая тем самым исподволь, на мещанском уровне, тот общий националистический настрой, на фоне которого впоследствии любые акции националистического толка повсеместно воспринимались с одобрением. Именно поэтому А. Бартельс не без удовлетворения замечал, что «областническое искусство не всегда оставалось в стороне от велений времени: влечение к родине существовало ведь не только в литературе, оно охватывало все области, достаточно вспомнить только о стремлении раненых во время войны к поездке на родину и о создании политико-социальных «землячеств».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *