Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Любовь к богу

Любовь к богуПервой попыткой в этом направлении было создание романа «Любовь к богу», посвящённого жизни еврейского философа Бенедикта Спинозы, его поискам духовной свободы, борьбы с религиозными догмами, восприятию божественного откровения через призму истории и осознанию тщетности познания бога словесными заклинаниями. Хотя основа учения Спинозы выражена не просто в «любви к богу», а в «познавательной любви к богу», основной акцент Кольбенхайер сделал на философско-мистической стороне учения Спинозы, что и позволило X. Лангенбухеру, главе нацистского литературоведения, интерпретировать образ Спинозы как «мыслящего человека, лишённого корней,., народа», т. е. в духе нацистской идеологии, согласно которой евреи по сравнению с другими народами не являются нацией, а лишь некоей этнической группой, рассеянной по всему миру. Отсюда противопоставление мятущемуся духу Спинозы, который к тому же выброшен был из еврейской общины Амстердама и подвергнут в 1656 году «великому отлучению», образ спокойного и уверенного в своей духовной силе Рембрандта.

Надо полагать, в начале XX века антисемитизм Кольбенхай — ера не имел радикальной окраски и находился в пределах общепринятого характера, иначе, вряд ли, он взялся бы писать роман о еврейском философе, да и критика тех лет в своих восторженных рецензиях не усмотрела в нём каких-либо пассажей анти-семит — ского свойства. Но вот любопытное свидетельство Г. Кароссы: «Я встретил случайно в поезде Кольбенхайера как-то в ноябре 1938 года вскоре после страшных еврейских погромов и, так как мы были одни в купе, выразил по наивности моё возмущение по этому поводу, но мне не повезло. Мой визави нашёл всё в порядке и заявил, что это ничего не значит по сравнению с тем, что причинили евреи немецкому народу…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *