Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Исторические произведения

Исторические произведенияСобственно, в этом и состояло главное предназначение исторических произведений в годы нацизма, ибо, рисуя неприглядные картины прошлого, писатель исподволь толкал читателя на сравнения с современностью, и, что особенно важно, он мог смело высказывать порицания событиям прошлого, не боясь быть уличённым во враждебном отношении к реальным событиям своего времени. Эту особенность скрытой критики режима рецензенты тех лет чутко уловили и продолжили с той же страстью, что и Шнайдер, обличать императора и его колониальную политику, предвещая испанскому народу всяческие беды и прежде всего божий суд, хотя в действительности все их гневные филиппики относились к событиям, происходившим именно в Третьем рейхе. В этом смысле примечательна анонимная рецензия Э. Хаусведеля на книгу Шнайдера, помещённая в гамбургском журнале «Цваймо — натсберихт» под именем Э. Х. Лукас, в которой автор откровенно даёт понять, что весь пафос его статьи направлен против нацистского режима: «…Шнайдер по праву видит в нём [в Лас Касасе] посланника некоей божественной силы, которая через него ещё раз предостерегает запутавшийся в пылу опьянения испанский народ о надвигающейся бездне. Слишком поздно, победа уже принадлежит тем хладнокровным рационалистам и циникам, которые не в состоянии понять, что они своей политикой насилия разрушают священную веру. «Новые законы» больше не спасут Испанию… Одной из самых потрясающих сцен книги является та, где Лас Касас предвещает императору божий суд, который свершится над Испанией, и этот суд обречёт величайшую империю земли на существование в полнейшем ничтожестве… Да будет услышан голос правды, исходящий из этой книги». Но «голос правды» мог быть услышан именно в процессе «медленного восприятия» книги Шнайдера, и это условие обретения правды лишний раз подчёркивает отсутствие в критических высказываниях приверженцев «внутренней эмиграции» каких-либо призывов к активному противодействию нацистскому режиму. Речь идёт только о пестовании чистоты внутреннего мира человека, о «душевном, духовном и религиозном углублении», и, соответственно, об уповании на то, что зло, какого бы свойства оно ни было, будет наказано высшим божьим судом. Эта мысль особенно ясно прозвучала в критических отзывах на книгу Шнайдера «Лас Касас перед Карлом V« на страницах религиозной прессы, которая чётко противопоставила «мир действия и мир духа». Не случайно рецензент католического журнала «Штиммен дер цайт» Иезуит Эрих Пживара воспринимал книгу Шнайдера исключительно в религиозном плане, и в его напоминании испанскому народу о том, что «за невероятные преступления последует невероятная кара», ибо «тот, кто с мечом вступает в этот мир, тот не видит мира, потому что он Уже потерял божий мир», больше библейской риторики, чем протестного действа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *