Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Иберийская тема

Иберийская темаОсобое место в творчестве Р. Шнайдера, если продолжить иберийскую тему, занимает жанр сонета, который, по мнению нацистов, «в силу отсутствия как внутренней способности, так и конечной цели немецкого поэтического образа… ни в коей мере не является собственно немецкой основной формой». Обращение к сонету у Шнайдера навеяно также его пристрастием к испанскому миру, и в частности, к философии М. де Унамуно, чьё мистико-религиозное восприятие действительности рассматривалось им как некое «побуждение» к творчеству. Испания в немецкой классической литературе вообще являлась неким символом порабощённой свободы, и обращение к испанской истории всегда имело под собой протестную посылку, достаточно вспомнить «Дон Карлоса» Шиллера, «Эгмонта» Гёте. В этой связи приверженность Шнайдера к сонету также имеет определённый протестный характер, ибо сложная конструкция сонета является своеобразным выражением протеста против хаоса и гибели: «Мои стихи я строю совершенно в стиле Эскориала — симметрично, тяжело; не при каких условиях я не жертвую формой, потому что форма это содержание; так возникает нечто архитектоническое… Теперь моим самым высшим удовольствием является заключать в эту строгость хаотическое содержание».

Свои сонеты, как и свои малые произведения, вроде «Отче наш», Шнайдер считал некими наставлениями для людей, находившихся в постоянной борьбе с жестокими проявлениями нацистской действительности. О действенности такого настроя поэзии Шнайдера свидетельствует тот факт, что первый же сборник «Сонетов» был дважды переиздан в этом же году. После запрета в 1942 году на публикацию стихи Шнайдера издавались во Франции, но большей частью они распространялись в машинописных текстах.