Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Достояние мировой литературы

Достояние мировой литературыШольц был довольно плодовитым писателем, библиография его работ охватывает свыше ста произведений, но все они обращены в прошлое, и в этом сказывается его принципиальная ориентация на классическое достояние мировой литературы. Он не являлся выразителем проблем современной действительности и воспринимался многими как гарант сохранения традиций, что нашло своё выражение в избрании его президентом только что созданной Прусской академии искусств, которую он возглавлял с 1926 по 1928 годы, а с 1933 года являлся её постоянным членом.

Шольц принадлежал к тем писателям, в творчестве которых уживались, казалось бы, несовместимые черты. С одной стороны, он являлся приверженцем мистико-оккультного начала и, соответственно, реальная жизнь для него была лишь исходной точкой для перехода в иную реальность; с другой стороны, политическая активность писателя, особенно в годы нацизма, выдавала в нём реально мыслящего человека, увидевшего в идеологии национал-социализма, вернее, в тех толкованиях её отдельными представителями нацистской элиты, некое откровение, некое воплощение ирреального в реальном.

Как в случае с Эмилем Штраусом, ранним проявлениям расизма которого не придавали значения даже такие чуткие писатели как Г. Гессе и Г. фон Гофмансталь, так и в случае с В. фон Шольцем мистико-оккультные интенции в его первых сборниках стихов «Весенняя поездка» и «Зеркало», оказавшихся впоследствии едва ли не главной причиной его влечения к нацистской идеологии, прошли незамеченными. Райнер Мария Рильке в 1898 году увидел в стихах молодого поэта «выразительную роскошь старых гобеленов и одновременно нежность, с какой солнце проясняет их краски», отметив таким образом приверженность Шольца к традициям прошлого.

Несколько позже Оскар Лёрке, один из самых тонких немецких поэтов XX века, отмечая мистическую окрашенность стихов Шольца, выразил только восторг, ибо в них «полностью выражена его основная сущность — открывать места, где можно найти входы в центр иррационального космоса». Позиция Лёрке вполне понятна, ибо на данный момент нацистского движения как явления политической жизни вообще не существовало, а интерес к оккультным проблемам только ещё начинал приобретать силу.

Правда, впоследствии, в годы нацизма, этот «центр иррационального космоса» сместился в сторону воспевания фюрера, но в раннем творчестве писателя, в его стихах, рассказах, пьесах и романах, иррациональная составляющая заметно ощущалась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *