Галерея
5066 5077 5209 5263 5383 5972
Интересные записи
Топовые новости
Случайное

Альфред Розенберг

Альфред РозенбергОднако за несколько дней до этой статьи Кёппена никто иной как Альфред Розенберг, идеолог национал-социализма, разразился на страницах «Фёлькишер беобахтер» гневными словами против искусства экспрессионистов, назвав искусство Нольде «негроидным», а скульптуры Барлаха «полуидиотски бодро смотрящими смешанными вариациями неподлежащего дефиниции сорта людей». Другой «идеолог», мнящий себя poefa Laureatus всех времён и народов, Бёррис фон Мюнхгаузен, рассуждая об экспрессионизме, заявил, что «поколение это представляло в большинстве своём арестанты, дезертиры и преступники». В этой связи высказывания Кёппена обретают совсем иной смысл. Это открытый вызов официальной точке зрения на экспрессионизм и вообще на культурную политику нацистов, но за этим скрывается ещё и слабая надежда на то, что нацистское движение даст новый импульс в развитии искусства. Не случайно Кёппен сослался на судьбу итальянского футуризма, нашедшего поддержку у Муссолини: «Там национальное движение фашизма и молодое художественное направление футуризм маршировало и продолжает маршировать совместно, и только у нас некоторые реакционеры старой школы думают, что молодёжь национального свойства будет выступать в чрезмерной приверженности консерватизму против всего, что является современным в искусстве».

В своих суждениях об экспрессионизме и футуризме Кёппен в значительной мере близок позиции Г. Бенна, выраженной им в его знаменитом письме Б. фон Мюнхгаузену, в которой он открыто выступил в защиту экспрессионизма, хотя и считал, в отличие от Кёппена, его «последним искусством Европы», закончившим своё существование как художественное явление. Подобные настроения были очень распространёны среди значительной части немецкой либеральной интеллигенции первых лет правления Гитлера, и манифестации студентов, выступавших против засилия «художников «Гартенлаубе» и литературных рисовальщиков,.. реакционеров в искусстве», а также широкая, хотя и недолгая после выступления Гитлера, дискуссия по этому вопросу, развернувшаяся в прессе, говорят не столько о приверженности Кёппена новым властителям, пускай и «иллюзорной», как считает совершенно напрасно К. Прюмм, сколько вовлечённости его в дискуссию о судьбах немецкого искусства после прихода к власти нацистов, о попытках каким-то образом воздействовать на ход этой дискуссии. Не следует забывать, что Кёппен публикуется на страницах газеты, поддерживающей новый режим, и он должен, чтобы как-то выразить своё отношение к данной проблеме, играть на поле своих противников, т. е. прибегать, хотя и в смягчённом виде, к риторике тех лет, опираться на любую возможность отстоять собственное видение обсуждаемой проблемы. Наивно? Конечно, но речь идёт о двадцатисемилетнем молодом человеке, не слишком искушённом в политической борьбе, но и не являющимся сторонником нового режима.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *